Алексей Бородулин: "Здоровье на «четыре» с плюсом"

Сразу после роста цен на продукты питания нашего человека волнует состояние его здоровья. И даже если кого-то оно не волнует напрямую, то он почти наверняка с удовольствием участвует в беседах на тему отечественной медицины. И равно так же, как, по крайней мере, половина нашего населения разбирается в футболе, так и в вопросах здравоохранения в советчиках недостатка нет.
Чтобы не примыкать ни к одному из этих противоречивых лагерей, мы обратились к человеку, который знает все о городском здравоохранении. Поводов для разговора более чем достаточно. Наш сегодняшний собеседник – начальник Управления здравоохранения Администрации города Воткинска А.Н. Бородулин.


- Алексей Николаевич, в первую очередь, хотелось бы узнать вашу оценку состояния городского здравоохранения – по оснащению, по уровню наших специалистов?

- Материально-техническую базу нашего здравоохранения хотелось бы улучшить, но что касается оборудования, то я считаю, оно достаточно профессионально и позволяет улучшить качество обследования и диагностику. А вот квалификацию наших специалистов с чистой душой могу оценить как высокую. Одним из достижений нашей работы могу назвать привлечение молодых специалистов в город: за 2,5 года, на протяжении которых я возглавляю управление, нами привлечено 16 молодых специалистов. Все они обеспечены жильем, все работают на благо жителей Воткинска.
Но средний возраст наших уважаемых врачей 54 года, а примерно 30% из них работают, уже находясь в пенсионном возрасте. И на сегодня у нас потребность еще в 39 специалистах. Как мы это будем решать - вопрос сложный, но, считаю, что вопрос решаемый, главное уже есть неплохой задел.
Но помимо нехватки специалистов, часть работающих на сегодня занято на призывной комиссии в военкомате. По закону о воинской обязанности мы не имеем права не давать туда врачей, обязаны обеспечить специалистами. Скорее всего, в связи с этим же создаются очереди в поликлиниках к узким специалистам. Хотя и раньше были очереди.

- Кстати, об очередях. Как вы считаете, возможно ли в обозримом будущем избавиться от этого пережитка прошлых времен?

- Могу с уверенностью сказать, что если прийти в поликлинику после обеда, то можно довольно спокойно пройти на прием, никаких очередей. Есть, конечно, специалисты, количество номерков к которым ограничено, но они в меньшинстве. Не хочу обидеть наших жителей, но у многих сохранилось еще такое мнение, что к врачу надо обязательно идти с утра, и чем раньше придешь, тем лучше тебя обслужат. Конечно, если беспокоят боли, такой подход оправдан, а если это плановый прием, то можно прийти и попозже.

- Скажите, а то, что молодых специалистов не хватает – это выпускники медицинских вузов к нам ехать не хотят или вообще народ в медицину не хочет идти?

- Сказываются оба фактора, к тому же ряд медицинских специальностей потеряли свой престиж из-за того, что очень низкая зарплата в бюджетной сфере в целом и в здравоохранении в частности. Скажем, работа хирургов, акушеров-гинекологов, анестезиологов – очень ответственна и требует большой самоотдачи, и при этом оплата явно этому не соответствует. Если раньше в интернатуру по гинекологии, хирургии, травматологии попадали те, кто заканчивал академии с красными дипломами, то на сегодня академии просто не могут набрать требуемого количества интернов, ни о каком конкурсе уже не идет речи. А когда они заканчивают обучение и начинают работать, то быстро понимают, что прожить на зарплату молодого врача невозможно. В результате кто-то уходит в фармакологический бизнес, кто-то получает второе высшее образование и идет работать по другой профессии.
Такова ситуация в целом по стране. Например, на одной из недавних конференций прозвучала цифра, что в Москве не хватает 14 тысяч специалистов. Мы очень активно работаем по привлечению молодых специалистов, и руководство управления, и главные врачи посещают все распределения, беседуем со студентами, выпускниками, приглашаем их к нам, предоставляем жилье. И пусть пока жилье служебное, но есть планы переводить его через определенное количество лет им в собственность, чтобы заинтересовать врачей в долгой работе в Воткинске.
- А не кажется вам, чур меня – обсуждать инициативы главы государства, что приоритетный нацпроект «Здравоохранение» мог бы включать в себя и поднятие престижа профессии, а не только техническое обеспечение поликлиник и стационаров?
- В то время, когда начал работать нацпроект, именно материально-техническая база была самым слабым звеном. Но, конечно, надо было смотреть и по зарплате. В настоящее время надбавки производятся педиатрическому звену, терапевтическому, сотрудникам скорой помощи, но остальные специалисты, я считаю, работают не меньше. Врачу в стационаре чтобы заработать 10 тысяч в месяц, надо брать дополнительные дежурства, чуть ли не жить в стационаре. В итоге сегодня в медицине люди в основном все же работают по призванию, иначе бы держаться им здесь было не за что.

- Вроде бы уделяется внимание развитию системы здравоохранения - работает нацпроект, стартует программа модернизации медицинских учреждений, и в то же время серьезно сокращен коечный фонд в городе. Не парадоксально ли такое положение вещей?

- Коечный фонд пришлось уменьшать согласно приказу министра здравоохранения республики, который вышел в начале этого года. По всей России койки сокращались и сокращаются. Это связано с тем, что наши стационары финансируются из Фонда обязательного медицинского страхования, и именно фонд выдает задание по количеству коек.

- Что же получается: не вы определяете потребность?

- Мы свои предложения даем, но, в конечном счете, последнее слово за Удмуртским территориальным фондом ОМС. Вернусь немного в историю. Раньше коечный фонд был огромный, в больницу было проще попасть. Но по итогам 2009 года наша республика оказалась на последнем месте в сфере здравоохранения, и это было связано не с качеством обслуживания, а именно с тем, что было большое количество коек на душу населения. Для изменения этого положения было принято решение сократить фонд. До июля месяца мы обсуждали, выходили со своими предложениями. Нам предлагалось сократить 192, мы в итоге сократили 112 койко-мест. Но я думаю, еще год, и ситуация с коечным фондом стабилизируется, и больше сокращения не будет.
Да, на сегодня довольно проблематично попасть на стационар. Нужно сделать акцент именно на поликлиническое звено, на амбулаторную помощь, чтобы лечить больного на этом уровне, не доводить его до койки. И большим подспорьем в этом должна стать санитарно-просветительская работа среди населения. Профилактика играет большую роль. Если человек не знает, как может своевременно обнаружить заболевание, а лучше – его предупредить, то доведет себя до стационара.

- Насколько в этом плане ответственно и грамотно наше население? Как часто обращаются люди к врачу с запущенными формами заболеваний?

- Наше население очень грамотно в плане отношения к своему здоровью, но есть такие заболевания, которые человек не может предупредить, сам у себя диагностировать, и, бывает, что обращаются достаточно поздно. В частности, с онкологическими заболеваниями к нам около 50% пациентов обращаются с 3-4 стадиями. За 11 месяцев рост уровня выявленной онкологии составил 24%. К счастью, в абсолютных цифрах это не так много, но все равно тревожная обстановка. В первую очередь я это связываю с отсутствием специалиста-онколога в нашем городе. Чтобы подготовить такого специалиста, нужно 5 лет. Эта задача стоит перед нами остро, и мы сейчас над ней работаем, в городе должен быть врач-онколог.

- Если перейти к более общим вопросам, на ваш взгляд - человека, находящегося внутри этой системы - насколько велика перспектива того, что в стране сохранится относительно бесплатное медицинское обслуживание?

- Даже президент России постоянно говорит, что здравоохранение должно быть бесплатным. В каждой поликлинике, стационаре вывешена полная информация, какие услуги люди получают бесплатно, а какие - на платной основе.
Я считаю, что здравоохранение должно быть бесплатным, но высокотехнологичные методы исследования и лечения должны проводиться за деньги. Объясню – почему. Все оборудование по нацпроекту мы получили бесплатно, но его обслуживание, расходные материалы стоят денег, а в городском бюджете средств на них нет, из бюджетов других уровней они тоже не предусмотрены.

- Первичное сосудистое отделение, открытие которого широко освещалось, уже работает в полную силу?

- Да. Мы смогли подготовить и помещение, и людей. Комиссия по приемке отделения, в которой были и специалисты из федерального министерства, за его качество и уровень подготовки врачей поставили его на 3 место в России. Вся работа отделения направлена, в первую очередь, на работу с острыми инфарктами миокарда и инсультами. Многих уже нам удалось спасти, смертность от инфарктов у нас самая низкая по республике. Я думаю, наш сосудистый центр, спасет еще много жизней.

- Насколько нам известно, по программе модернизации наш город может получить немаленькую сумму. Можете поподробнее рассказать, что это за программа?

- Это программа «Единой России» «Качество жизни. Здоровье». По ней планируется провести модернизацию всего здравоохранения в России. Городу Воткинску на ремонтные работы в учреждениях здравоохранения будет выделено порядка 100 миллионов рублей. В эту программу попадает наш родильный дом, ремонт которого пройдет в 2012 году. По этой программе уже выделено 22 миллиона на оборудование и для ГБ № 1, и для ГБ № 2. Республика в целом по этой программе получит около 3 миллиардов рублей, по всей стране будет освоено порядка 450 миллиардов.

- С этой суммы на ремонт детской поликлиники № 2 на 1 Мая не перепадет? Там же местами ужас, что творится.

- К сожалению, эти деньги идут только на стационары. У нас, конечно, есть и по детской поликлинике № 2 проблемы. В 2011 году мы там ремонтов не планируем, но в 2012-2013 годах точно будем решать.

- Алексей Николаевич, по себе знаю, что у жителя Воткинска, намеревающегося пойти в поликлинику, чаще всего возникает две стойкие ассоциации: наши врачи не очень квалифицированные, в Ижевске разбираются лучше, и что у нас постоянно большущие очереди. Про очереди мы уже говорили, а что можете сказать по первому предрассудку?

- Я могу сказать про наших специалистов только хорошее. И с тем, что для постановки точного диагноза и назначения эффективного лечения необходимо обязательно ехать в Ижевск, я не согласен категорически. Есть такие вещи, как врачебная этика и деонтология, и меня удивляет, почему ижевские врачи позволяют себе давать низкую оценку воткинским коллегам. Да, в Ижевске база мощнее, там другое оборудование, перед ними стоят другие цели и задачи по диагностике. Но когда сегодня наши люди приезжают в Ижевск с нашими обследованиями, анализами, и их снова заставляют сдавать те же анализы и проходить те же обследования платно, это неправильно.

- Существует такая оценка качества работы здравоохранения на местах, как уровень инвалидизации? Связана ли она со здравоохранением?

- Я про город не готов говорить, а вот по республике на одном из совещаний Правительства России была дана информация, что количество людей, которые выходят на инвалидность, в нашей республике больше, чем в среднем по стране. Такая проблема существует.

- По онкологии отчего-то тоже считается, что Удмуртия в лидерах…

- На самом деле это не так.

- Понятно, что вы лицо заинтересованное, но лучше вас состояние городского здравоохранения никто не знает. По 5-балльной шкале как бы вы его оценили?

- Я считаю, что за тот уровень, которого мы достигли на сегодня, можно поставить «четыре» с плюсом.

- И в завершение нашей пространной беседы – ваши пожелания жителям города.

- Мне бы, в первую очередь, хотелось пожелать крепкого здоровья, счастья, чтобы ваша жизнь была успешной, а мы, медицинские работники, сделаем все возможное, чтобы уровень вашего здоровья повышался.

Беседовал В. Воронин

Комментарии

Basiley аватар

Basiley
23 Декабрь, 2010 - 14:20

Умение вешать лапшу на уши - главное качество работника Администрации. Ну кому вы врать то? На втором сверху и пятом снизу ответе аж плюнул в монитор. Своих детей, небось, нашим врачам не доверяет....
Воронину надо молоко за вредность выдавать за общение с такими товарищами.

Fiat justitia, pereat mundus



ЮLA аватар

ЮLA
23 Декабрь, 2010 - 20:27

Прочитала, плюнула туда же. У меня знакомая на онкомаркеры сдавала кровь, анализ стоил около 500руб. Ей единицы посчитали в десять раз больше(может запятую не туда поставили). В Ижевске пересдали - все Ок! И чего он так удивляется, что нашим анализам никто не доверяет? Если есть возможность, ездим в Ижевск, сюда только по неотложке и по мелочам стараемся обращаться. А про очереди вообще молчу...

Мне пофиг, что вы обо мне думаете, моя бабушка говорит, что я солнышко...



Сомневающийся аватар

Сомневающийся
24 Декабрь, 2010 - 12:02

Он сам верит в то что говорит?!!!!
Я сама не хожу в больницы, причем давно, потому как те специалисты которым я доверяла разехались из города, низкий им поклон - в прямом смысле спасли мне жизнь. В этом году по необходимости пришлось обратиться к врачу, я поехала в Ижевск.
Первый вопрос который мне был задан: "Почему к нам, у нас тоже есть корпоративная солидарность и этика. У вас в Воткинске есть всё необходимое оборудование и специалисты для проведения первичной диагностики."
В страхе со слезами и мыслью, что сейчас меня отправят обратно, я уговорила провести мне обследование. В последующем прошла лечение, сейчас готовлюсь на госпитализацию.
А моя подруга после нескольких ЛЕТ (не месяцев, а именно лет) хождения по нашим поликлиникам,по той же схеме прошла обследование в Ижевске, получила рекомендации врача и приехала в Воткинск проходить лечение. Вот здесь всё и началось:
- А зачем вам это лекарство, да у нас такого и нет!
- Так я куплю, вы только направление мне дайте на уколы и капельницы
- Вам это лекарство не нужно, будете делать вот это! и зачем вы в Ижевск поехали!
Дальше хуже
- мне бы ФГС пройти (это через 2 недели лечения)
- врача нет
- врач появился, но сейчас не до вас
И так во всем
Вот мне интересно, кто помнит когда выборы были агитационный ролик у Единоросов был, типа оборудование новое купили типа последнее слово техники, а работать на нем кто-то умеет и вообще есть такой специалист. Или оборудование стоит для того чтобы интерьер был подходящий - ну там кто приедет фотографии сделать, в выборах поучавствовать опять же.
Тема для меня лично наболевшая.
При этом мы не из тех кто ходит к врачу с целью получения больничного, мы наооборот очень желаем быть работоспособным населением по одной простой причине, детей воспитываем одни, и если с нами что-то случится, кто о них позаботится и поставит их на ноги.



Сомневающийся аватар

Сомневающийся
24 Декабрь, 2010 - 12:24

Пришла как-то в поликлинику в обеденный перерыв давно правдо было, но врач этот до сих пор работает.
Кабинет открыт, разговор врача горорит медсестре: "Как они мне надоели (пациенты). Ходят и жалуются, и жалуются!"

Такое желание было сказать, что надо было в цирк идти работать, там бы все вокруг смеялись, но я тогда была молодая и не могла осадить человека. А фраза уже лет 15 в ушах, так вот сейчас такое впечатление, в 50% случаев у врачей подобные мысли.



Demigod аватар

Demigod
24 Декабрь, 2010 - 12:36

что-то Сомневающийся стал женского рода 



Сомневающийся аватар

Сомневающийся
24 Декабрь, 2010 - 13:51

А я всегда была женского рода "Человек - сомневающийся"



Сомневающийся аватар

Сомневающийся
24 Декабрь, 2010 - 13:58

Вы меня так смутили, что пришлось проверить, а не назвалась ли я где мальчиком, вроде нет. Так что я всё ещё женского рода



Demigod аватар

Demigod
24 Декабрь, 2010 - 14:02

Понятно. Просто, как-то подумал, что "женщина - сомневающаяся", а оно вон как. Хорошо. 



Сомневающийся аватар

Сомневающийся
24 Декабрь, 2010 - 15:09

"-Насколько нам известно, по программе модернизации наш город может получить немаленькую сумму. Можете поподробнее рассказать, что это за программа?

- Это программа «Единой России» «Качество жизни. Здоровье». По ней планируется провести модернизацию всего здравоохранения в России. Городу Воткинску на ремонтные работы в учреждениях здравоохранения будет выделено порядка 100 миллионов рублей. В эту программу попадает наш родильный дом, ремонт которого пройдет в 2012 году. По этой программе уже выделено 22 миллиона на оборудование и для ГБ № 1, и для ГБ № 2. Республика в целом по этой программе получит около 3 миллиардов рублей, по всей стране будет освоено порядка 450 миллиардов."

мне кажется стоило при реализации этих программ закладывать в расходы на оборудование (з/платы на лет 10 вперед +расходы на жилье или обучение) тех кто должен на нем работать.))))



ЮLA аватар

ЮLA
24 Декабрь, 2010 - 20:58

"- Могу с уверенностью сказать, что если прийти в поликлинику после обеда, то можно довольно спокойно пройти на прием, никаких очередей. Есть, конечно, специалисты, количество номерков к которым ограничено, но они в меньшинстве."

У нас ни к одному специалисту спокойно не попадешь. У хирурга и невропатолога всегда толпы. Беременную подругу направили к окулисту, сказали номерка беременным не надо. Пришла, медсестра посмотрела зрение, сказала все иди. Она: "А глазное дно посмотреть?", ей ответили:"А на глазное дно придете с номерком". Нафига в такая консультация нужна? Послала она всех и пошла в клинику на Садовникова, и оказалось что в поликлинике на 0,25, но ошиблись...
В ГБ-2 один эндокринолог, по полгода его нет на месте, то на больничном, то на учебе, то в Воткинске. Диабетики часто покупают жизненно необходимые им лекарства,а не получают бесплатно в аптеке потому, что чтобы выписал эндокринолог рецепт нужно взять номерок. Без номерка фиг примет. А номерок тоже не всегда возьмешь...

Мне пофиг, что вы обо мне думаете, моя бабушка говорит, что я солнышко...



Basiley аватар

Basiley
26 Декабрь, 2010 - 20:03

То, что наша воткинская медицина накрылась медным тазиком – очевидно. Любой, утверждающий обратное, страдает слабоумием. Вот тут прозвучало, что наша медицина должна оставаться бесплатной. Но вообще-то мое предприятие ежемесячно платит за меня взносы в соцстрах. Часть этих взносов идет на медицинское страхование, из которого оплачивается «труд» тех же терапевтов. Если наши терапевты не способны лечить, то отдайте эти деньги мне, и я сам выберу, у какого врача я буду лечиться.

Вот объясните, зачем должны работать такие «врачи» и будут ли они работать, если «бесплатная» медицина закончится:

- «врач» видит, что человек болен, накануне был привоз в комплекс, продолжается держаться давление и не дает ему больничный; благо была возможность и я неделю «провалялся» на службе на рабочем столе,

- «врач» ставит диагноз ангина и в качестве лечения прописывает пить подсолнечное масло;

- «врач» направляет на платный анализ, после приходит анализ и она говорит, что все в порядке. Спустя два месяца едем в Ижевск с этим же анализом, и там удивляются, как можно не назначить по его результату лечение;

- «врач» видит неадекватное поведение ребенка, у него нездоровый цвет кожи и отказывает в направлении на анализ, мол, я врач и лучше знаю, как выглядит желтуха. На следующий день знакомый невролог тем же заворотом отправляет жену с ребенком в стационар. Те врачи разводят руки – еще бы пару дней и вас был бы дурачек. Благодаря нашей участковой, мой ребенок до сих пор отстает в развитии, ему испорчена вся жизнь;

- «врач» назначает сильный препарат с побочным эффектом который надо контролировать. Человек регулярно сдает анализ на сахар, спустя несколько месяцев случается приступ искусственного сахарного диабета, после которого моя бабушка умерла, а анализы на сахар из ее медицинской карты пропали.

Я не знаю, где брать кадры для поликлиник, но для спасения воткинцев всех терапевтов с поликлиники по Спорта надо уволить без выходного пособия.

Наши люди обращаются к врачам только в крайнем случае, потому что наряду с хамским отношением к нам, непрофессионализмом, у терапевтов присутствует еще и волокита. Почему я не могу с утра позвонить к той же участковой медсестре с просьбой записать меня на прием к специалистам поликлиники или той же участковой? Неужели это нормально бежать на запись к 6-30 в поликлинику, чтобы попасть к врачу на прием? Почему, когда к терапевту приходят анализы та же медсестра не может мне перезвонить и сказать их результат, записать сразу, если надо на повторный прием, и если требуются дополнительные анализы записать и на них. Надо бороться с очередями. Живем как до революции. Если есть возможность улучшить систему работы поликлиник, то почему это нельзя сделать, Алексей Николаевич?

Fiat justitia, pereat mundus



Basiley аватар

Basiley
26 Декабрь, 2010 - 20:41

Сомневающейся

Как-то наша участковая уехала на учебу, и меня записали к другой. Я к ней зашел, та смотрит в мою карточку и давай визжать, что наша участковая ей не доплачивает. Сгоняла свою медсестру в регистратуру, та вернулась, сказала, что замещение оформлено, и только после этого меня приняла. Лет десять прошло, а это унижение тоже до сих пор в ушах.

Fiat justitia, pereat mundus



ZLUKA аватар

ZLUKA
26 Декабрь, 2010 - 21:38

Нельзя конечно грести всех врачей под одну гребенку, но когда действительно счет идет на дни или часы, хочется чтоб попался тот, кому еще на наплевать совсем на пациента, чье сердце на очерствело на боль и страдание других, и тот, кого можно действительно назвать врачом от Бога. И такие врачи есть, и они работают не смотря на свою мизерную зарплату.
Менять надо систему, чтоб за нормальные деньги работали профессионалы, а те, кто накосячил всегда могли быть наказаны. Чтобы врачам выгодно было повышать квалификацию. Чтоб они постоянно сдавали экзамены на профпригодность. Чтоб было больше терапевтов, а нагрузка на них соответственно меньше. Ну а нам не приходилось рыться в интернете, чтоб поставить себе или своему близкому диагноз. И многое-многое другое.
Но, пока этого всего нет не надо заливать что у нас все ОК! Надо РАБОТАТЬ!!!

Я сегодня прелесть какая гадость!



Basiley аватар

Basiley
27 Декабрь, 2010 - 04:55

ZLUKA, поход к врачу - это как игра в русскую рулетку, и в нашем городе в семизарядном револьвере заряжено 6 пуль.
Только что пришел из регистратуры с чертовой спорта. Там на сегодня выделено 5(пять) номерков к гинекологу. О каком здоровье нации может идти речь?

Fiat justitia, pereat mundus



ved85 аватар

ved85
27 Декабрь, 2010 - 06:34

Про поликлинику на спорта... пошел к хирургу на прием по причине травмы. Осмотрели меня, что-то накорябали в карте, штампик туда поставили и мне протягивают. Смотрю там написано "с лечением согласен: подпись, ФИО" и говорят, подпишись, а потом мы лечение назначим. Я так понял, если я от лечения кони двину, то это будет только моя вина. Нонсенс!!!
Надо кстати карту забрать, а то потеряют в 5 раз...



ZLUKA аватар

ZLUKA
27 Декабрь, 2010 - 08:50

Согласна, но так хочется надеяться на хорошее. Насчет номерочков, эта беда не только поликлиники на Спорта, но и ГБ-2. Сама как-то пришла в поликлинику, надо было к лору попасть. Номерков нет, "Пойду платно!", "А платно мы не принимаем!". Чего тогда удивляется Бородулин, что народ в Ижевск едет? Там за платно тебя с ног до головы осмотрят.

Я сегодня прелесть какая гадость!



Kanitel аватар

Kanitel
27 Декабрь, 2010 - 09:19

давно уже нет социализма, но до сих пор только по "блату" или "по знакомству" можно получить какую-либо услугу. вот и приходится находить "домашнего доктора", который будет вести вашего ребенка до взросления... и отдать денежку такому доктору не жалко... беда только с гинекологами и стоматологами, кресло-то рабочее домой не принесешь... ... а если серьезно, то система здравоохранения настолько уже изношена. что просто не может нормально функционировать... уч.педиатр за прием должен принимать 10-12 детей, а он пропускает по 40!!! о чем речь? когда карточки дописывают дома до часу ночи... или носятся по городу по трем местам работы, чтоб прокормить свою семью...



Demigod аватар

Demigod
27 Декабрь, 2010 - 11:11

Ну, стоматологи у нас вполне нормлаьно работают, за счет платных клиник. Я в одной из них уже года 4 обслуживаюсь и доволен. 



elochka аватар

elochka
27 Декабрь, 2010 - 15:05

Я знаю много медицинских страшилок. Моего коллегу три дня в инфекционном отделении лечили, так как его жена-медсестра свято верила воткинским медикам. По моему настойчивому совету добилась его перевоза в Ижевск, выяснилось, что у парня разрыв селезенки, внутреннее кровотечение,жизни на 2 часа осталось.И это еще цветочки.



Отправить комментарий


Новости Ижевска
Новости Можги
Новости Сарапула
Новости Глазова
Новости поселка Ува
Новости поселка Малая Пурга
Новости поселка Ува
Новости поселка Игра
Новости города Чайковский