admin аватар

Восьмилетним мальчиком покинул Петр Ильич Чайковский свою маленькую родину - Воткинск и больше не вернулся сюда. А на берегу красавца пруда остался стоять дом. Его не отличает особенный архитектурный замысел, над ним не трудились знаменитые зодчие - он самый обыкновенный, каких немало было в прежней России. И все-таки он стал дорогим для всего культурного человечества, ибо в нем увидел свет и делал свои первые шаги в музыку величайший властитель звуков и человеческих чувств. А судьба у дома, стоящего на берегу пруда, была не простая. Он был свидетелем революций и гражданской войны, становления новой жизни. Но благодарная память потомков никогда не забывала главной его ценности. После смерти композитора здесь была установлена мемориальная доска, гласящая о том, что в этом доме родился Петр Ильич Чайковский. А 7 мая 1940 года, когда весь мир отмечал 100-летие со дня рождения великого композитора, здесь был открыт музей. Шли годы, пополнялась экспозиция, росли архивы музея. Но сам дом не щадило разрушающее дыхание времени. Медленно сдавалось строение, по-прежнему казалось прочным под многочисленными слоями штукатурки, но когда-то могучие бревна рассыпались под ними пылью. Возникла необходимость в реставрации музея. Благодаря усилиям реставраторов дом стал таким, каким видел его маленький Петя. В музее появились мемориальные бытовые комнаты, смонтирована новая плоскостная экспозиция. Восстановительные работы проводил Воткинский машиностроительный завод. Руководила реставрацией старейший советский архитектор Лидия Сергеевна Сахарова. Основная сложность ее работы заключалась в том, что не сохранилось ни одного графического плана дома. После отъезда Чайковского в нем жили другие горные начальники, и многие из них перестраивали дом. Л. С. Сахарова скрупулезно восстанавливала планировку комнат. Основным документом служила сдаточная книга Воткинского завода, составленная И.П. Чайковским в 1848 году; в ней, наряду с описанием заводских фабрик, содержались описания казенных домов. Неоценимую услугу оказали и письма Ильи Петровича к жене, в которых он нередко сообщал, как устраивается на Воткинском заводе в новом жилище, в какой цвет выкрашены стены в той или иной комнате, как в гостиной устроил "ниш в виде шатра"; позднее он писал, что "сегодня разрисовали пол" и "получилось очень недурно", поручал приобрести предметы обстановки. Во время реставрации осторожно, один за другим, снимались многочисленные слои штукатурки; обнажались следы прежних перегородок и лестниц, что позволило архитектору максимально точно установить границы комнат. Обнаруженные слои штукатурки времен Чайковских позволили точно воспроизвести окраску стен той или иной комнаты. Но самой главной неожиданностью было то, что в одной из перегородок обнаружили несколько досок с четко сохранившимися рисунками расписных полов. По ним были возрождены такие приемы оформления интерьеров, как разрисованные под паркет полы. Не менее трудная задача стояла и перед искусствоведом Владиславом Михайловичем Глинкой, оформлявшим интерьеры. В его распоряжении также была только опись предметов обстановки в той же сдаточной книге. Большая часть мебели была казенной и передавалась горным начальником своему преемнику. Опись сообщает о породе дерева, из которого была сделана мебель, о том, какого материала и цвета была ее обивка. Но для специалиста это уже немало в соединении с точными хронологическими рамками создания бытового комплекса в целом. 25 октября 1970 года, после завершения реставрации, мемориальный Дом-музей П. И. Чайковского снова гостеприимно распахнул двери. Частичку души оставила в этом доме и внучатая племянница композитора Ксения Юрьевна Давыдова, научный сотрудник Дома-музея П. И. Чайковского в Клину. Под ее руководством создана биографическая экспозиция музея. Неоценимый вклад внесли и воткинские рабочие-умельцы: столяры-краснодеревщики А.А. Ананин, А.П. Ступишин; художники: П.А. Глушков, В.В. Безносов, А.Ф. Микрюков. Совершенно неожиданно обнаружились подлинные чертежи дома горных начальников Воткинского завода времени жизни в нём Чайковских. Чтобы представить городской ансамбль Господской улицы 30-х - 40-х годов XIX века, нужно было восстановить утраченные постройки и провести реставрацию оставшихся домов того времени. Так родилась идея создания архитектурно-исторического памятника времён Чайковских. Дом-музей превратился в музей-усадьбу со всеми присущими усадьбе чертами: надворными постройками, архитектурными строениями и парком, который был заложен здесь при постройке дома в 1806 году. В музее сосредоточены научная библиотека, насчитывающая более четырех тысяч томов; архивные фонды, содержащие документы о жизни Петра Ильича и Ильи Петровича Чайковских; около двух тысяч звукозаписей произведений русских и зарубежных классиков. Это создает возможности для широкой просветительной и научной работы, привлекает в музей все большее число экскурсантов. Источник: «Путеводитель по Удмуртии».

Порядковый номер статьи: 
5


Новости Ижевска
Новости Можги
Новости Сарапула
Новости Глазова
Новости поселка Ува
Новости поселка Малая Пурга
Новости поселка Ува
Новости поселка Игра
Новости города Чайковский