Воткинский изобретатель был одним из создателей граненого стакана

Воткинск

Граненый стакан отмечает сегодня, 11 сентября, 70-летний юбилей.

 
В фондах Музея истории и культуры города Воткинска хранятся самые настоящие сокровища. Но ценность многих из них измеряется не в денежном эквиваленте, а тем, что они имеют интересную и необычную историю.
 
Среди таких сокровищ в наших фондах есть самый обыкновенный, на первый взгляд, граненый стакан. Казалось бы, что в нем такого необычного?  Однако в этом году наш стакан отмечает свой юбилей – ему исполнилось ровно 70 лет, т.е. он был создан в годы Великой Отечественной войны!  
 
Разработала дизайн нашего всем знакомого стакана не кто-нибудь, а знаменитый скульптор Вера Мухина, автор знакового шедевра советской эпохи – монумента «Рабочий и колхозница». Как удалось выяснить  искусствоведам, в создании дизайна нашего всем знакомого стакана в свое время принимал участие и  художник – авангардист Казимир Малевич, автор знаменитого «Черного квадрата».
 
Если чуть подробнее углубиться в эту «стаканную» историю, то надо сказать, что возникла эта монументальная граненая форма не случайно. Таков был, как сейчас говорят, социальный заказ правительства, когда стаканы, рассчитанные на массовое производство, необходимо было приспособить к посудомоечной машине, но стаканы были сделаны, а машины так и не нашли широкого применения.
 
Но нам, жителям Воткинска интересен и тот факт, что «приложил руки» к созданию граненого стакан и Николай Славянов - русский изобретатель, горный инженер, металлург, создавший сварочный аппарат для сварки металлическим электродом.  
 
Николай Гаврилович с 1877 по 1881 годы  был на Воткинском заводе начальником механического и токарного цехов, а затем главным механиком завода. Именно в часы досуга он занимался тем, что рисовал стаканы с 10, 20 и даже 30 гранями. Однако, намеревался Славянов, как истинный металлург, изготовить такие стаканы из металла.
 
Если же еще далее изучать родословную нашего всем известного стакана, то она уходит своими корнями в ХVII век, и именовался герой нашего рассказа гордо ДОСТАКАН, поскольку изготавливался из притертых друг к другу дощечек. Именно с тех пор, в качестве наследства, сохранился бортик сверху у современных граненых стаканов – в прошлом это было кольцо, соединяющее деревянные сегменты. Вот такая получается непростая родословная самого обыкновенного стакана, который отличается прочностью - советские стекловары варили стекло для нашего героя при температуре 1400 градусов – прямо космические технологии, и дважды обжигали!
 
А еще с ним связаны самые добрые, ностальгические воспоминания - этот стакан сопровождал нас в поезде, стаканы стояли в автоматах с газированной водой, в магазине можно было купить на разлив стакан томатного, яблочного, виноградного сока. Граненые стаканы хранятся в наших семьях, хранятся они и в нашем воткинском музее. 
 
 
Подготовила научный сотрудник Музея истории и культуры Воткинска Алла Скачкова
       
На фото: Николай Славянов (фото из фондов музея)



  • Дата: 11 Сентябрь, 2013 - 07:04
  • Категория: Общество
  • Просмотров: 1978
 

Комментарии

bblokada@bk.ru аватар

bblokada@bk.ru
11 Сентябрь, 2013 - 07:16

Граней в этой истории достаточно. Одним словом, «без стакана не разобраться».

«Питейная чаша» работы Мухиной и «маленковский гранчак»

Дизайн стакана приписывают Вере Мухиной, автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница» и еще много чего. Якобы советская скульпторесса разработала его в соавторстве с Казимиром Малевичем. Впрочем, документального подтверждения этому нет. Граненый стакан появился гораздо раньше: еще на «Утреннем натюрморте» Петрова-Водкина изображен 12-гранный граненый стакан с чаем - это 1918 год. А Вера Игнатьевна увлеклась стеклом только в конце 40-х.

 

Кузьма Петров -Водкин,  

 

В народе гранёный стакан также получил название «маленковский», по фамилии министра обороны Георгия Маленкова. По его приказу по выходным и праздникам отдельным категориям военнослужащих (в частности, курсантам военных училищ) полагалось по 200 г. водки во время обеда. Те, кто не пил, обменивали свою пайку алкоголя в объёме гранёного стакана на сахар или табачный паёк у своих сокурсников. Этот обычай просуществовал очень короткое время, но запомнился многим ветеранам военной службы. Не менее убедительна версия, что разработчиком граненого стакана стал советский горный инженер, позже профессор геологии Николай Славянов, открывший дуговую сварку и предложивший способы электрического уплотнения отливок. В часы досуга он рисовал граненый стакан с 10, 20 и 30 гранями - правда, предлагая изготовить его из металла. Наброски стаканов сохранились в его дневниках. Вероятно, их могла увидеть и Мухина, знавшая ученого, а потом уже предложила делать «питейную чашу» из стекла. Точно известно, что госзаказ на выпуск ребристых стаканов вместо круглых поступил еще до войны, когда наши инженеры изобрели посудомоечную машину, способную заменить человеческие руки лишь при мытье приборов определенных форм и габаритов. Многогранный сосуд отлично вписался в пролетарскую пятерню и оказался достаточно прочным из-за приличной толщины и некоторых особенностей приготовления стекла. Сырье варили при температуре 1400 - 1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. Поговаривают, что в смесь для прочности добавляли даже свинец, который используется в составах для хрусталя. «Стакану быть!» Есть легенда, что первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьется. Государь, выпив хмельного напитка, немедля швырнул чашу оземь со словами: «Стакану быть!» Тот разбился на мелкие осколки. Однако царского гнева не последовало, а народная молва позже интерпретировала его призыв иначе - «Стаканы бить». Якобы с тех пор и повелась традиция колотить стеклянную посуду в процессе застолья. В XVII веке стакан именовали достаканом, поскольку он изготавливался из притертых друг к другу дощечек. Именно с тех пор сохранился бортик сверху у современных граненых стаканов - в прошлом кольцо, соединявшее деревянные сегменты. По другим версиям, слово «стакан» заимствовано из тюркского «тустыган» - чаша или «дастархан» - праздничный стол. Венедикт Ерофеев : «Нет человека в России, который бы не знал, что традиционный советский граненый стакан — двухсотграммовый» . Для русского человека, если опираться на наше богатое фольклорное и культурологическое наследие, гранчик - «и мера вина, и мера вины». Стакан материнского (сцеженного молока) - в детстве и недопитый - покрытый краюхой хлеба - на могиле. Есть традиция поднимать стакан «за здравие», бить «на счастье», искать истину на «дне стакана» и даже аллегорично сравнивать жизнь с «разбитым стаканом». Некоторые культурологи разглядели в стакане неофициальный культурный знак советской эпохи — как чего-то публичного, общественного, объединяющего. Из общих стаканов пили и минералку из автоматов, и кефир в заводских столовых, и кисель в детсадах. На железной дороге до сих пор сохранился милый обычай пить чай из стаканов в подстаканниках. В коммуналках стаканы использовали для подслушивания соседских разговоров за стеной. Изобретательные советские домохозяйки использовали стакан как меру сыпучих продуктов, и как «пельменный циркуль», и даже как подставку при штопке носок. Стакан — как архетип, как художественный образ помог в осмыслении «загадочной руской души». Вспоминается из кинематографа: «Русские после первой не закусывают» в «Судьбе человека» у Бондарчука (старшего) до волшебного эпизода с дрожащим на углу стола стаканом в «Сталкере» Тарковского. Граненый стакан — герой отечественной литературы. Венцом эстетики и культуры пития стала «алкогольная» поэма Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки», с его хрестоматийной уже фразой: «...и немедленно выпил». Атрибутом свободы, равенства и братства стакан стал в субкультуре питерских художников-«митьков».

поминай, как звали



Отправить комментарий


Новости Ижевска
Новости Можги
Новости Сарапула
Новости Глазова
Новости поселка Ува
Новости поселка Малая Пурга
Новости поселка Ува
Новости поселка Игра
Новости города Чайковский