Родословная Деда Мороза

18 ноября свой День рождения отмечает Дедушка Мороз.
 
У каждого из нас есть свои предки, свои бабушки-дедушки, которыми мы гордимся, и о которых нам хочется узнать, как можно больше.  Но родословная есть не только у нас, родословная есть и у города, у села, есть она и у сказочных персонажей, в том числе такого любимого нами Дедушки Мороза, день рождения которого мы отмечаем 18 ноября.  Вот и решили мы разобраться, кто он, дедушка Мороз, кто его родственники…
 
Начинается родословная нашего героя в глубокой древности, на землях Русского Севера. В те времена климат здесь был несколько иной, лето жаркое, а зима — не такая холодная, как в наше время. 
 
Существует предположение, что именно здесь, на Севере – прародина всех индоевропейцев – легендарная Гиперборея. Люди говорили на одном для всех языке, занимались скотоводством и земледелием. 
 
Как считают некоторые исследователи, наши далекие предки особенно почитали могучего бога, которого звали Варуна.  Ему подчинялись и небо и звезды, он был владыкой всех вод.  В руках у него, как верили люди, было вечнозеленое дерево, на котором висели сверкающие звезды (ни о чем вам оно не напоминает?).
 
 Со временем у грозного Варуны появлялись новые имена, а чаще его стали звать просто Дедом.  Люди говорили, что у него не забалуешь. Дед был грозен, но справедлив.
 
Другим дальним родственником нашего Деда Мороза можно назвать и  Позвизда – славянского  бога бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой из бурь и ураганов.
 
В славянской мифологии  существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.
В числе «сродников» нашего дедушки есть и грозный Чернобог или Карачун. «Своим днем» он считал  21 декабря,  день зимнего солнцеворота. Это  самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. 
 
Считалось, что в этот день он берет всю власть в свои руки. Карачун  повелевает  морозами, ветрами и укорачивает светлое время суток. Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по «медвежьему хотению»  и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось.
 
А еще Карачун или Корочун имел другое имя – Кощей, а фамилию, если можно так сказать,  Бессмертный!!! Старославянское слово «кошь» («кошть») означало «сухой, тощий, худой телом». Это слово близко по значению слову «кость» и как нельзя лучше характеризует самого Кощея: невысокий старик, тощий настолько, что только одни кости видны, прямо ходячий скелет. Кощей все заморозит,  все застудит. В общем, характер у него был скверный. 
 
А еще есть версия, что слово «кощей» восходит к «кощун», что означает уже колдуна. Там, где живёт Кощей, не растут деревья, не поют птицы, не «родит» земля, не пускает свои благодатные лучи солнце. В кощеевом царстве всегда полумрак. Всё выжжено, высушено, заморожено. Что это напоминает? Ну, конечно, зиму, лютые морозы, которые сковывают реки и могут умертвить всё живое.  
 
Если исследовать «сказочную географию», то получается, что чертоги Кощея Бессмертного расположены на севере, так что одним из пра-пра-дедушек нашего Дедушки был весьма малосимпатичный персонаж, но как говорится, «из сказки слов не выкинешь»!
 
Но проходили годы, многое менялось в мире, во взаимоотношениях людей, в их сознании, менялся потихоньку-полегоньку и характер, и облик нашего дедушки. Он  уже представлялся  людям в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец».
 
Прежде чем за  ним окончательно закрепилось его нынешнее имя и титул -  Дедушка Мороз, его звали Дедушкой Николаем, Добрым Морозко, Ёлкичем. В Вятской губернии, в наших краях, его звали Большим  Дедом. А вот впервые в литературе образ «морозного дедушки» появился у писателя Владимира Федоровича Одоевского, таким образом, это своеобразный «крестный отец» нашего героя.  В 1840 году была опубликована его сказка про Мороза Ивановича, который еще не совсем «наш Дед Мороз»,  но уже очень-очень близко!
 
Сейчас Дедушка Мороз появляется на детском празднике или взрослой вечеринке не один, а со своей внучкой Снегурочкой. Правда, выяснить, кто ее родители весьма сложно, поэтому наш Дедушка стал еще и опекуном молоденькой красавицы, порой весьма легкомысленной. 
 
А действительно, кто же ее родители, «чьего она роду-племени», как говорили раньше? Доподлинно этого никто не знает, но у русского драматурга Александра Ивановича Островского есть одноименная пьеса «Снегурочка» (1873 г.), из которой следует, что ее родители – Мороз и Весна.   
 
В 1882 году композитор Николай  Андреевич  Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех, так Снегурочка не только поразила публику своей историей, но и еще запела со сцены. 
 
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. Снегурочка того времени скорее напоминала девочку – пионерку, помощницу дедушки – старого рабочего, доброго рассказчика. Такой «сказочно-революционный образ»  был очень необходим молодой стране Советов, где создавалась своя особенная, «правильная сказка» и «правильные сказочные герои».
 
Но вернемся к нашему Большому Деду, вятскому…
 
Необходимо запомнить, что традиционно он носит белую или голубую шубу, обязательно с поясом! У него густые длинные серебряные снежные волосы, на руках трехпалые варежки белого цвета, расшитые серебром. Кстати, как говорят рыбаки и охотники, очень удобные в нашем климате при работе на открытом воздухе! 
 
Как рассказывали старожилы, прежде всего, Дед Мороз в наших краях ассоциировался с Николой Зимним, праздник которого отмечался 19 декабря, как говорили наши всезнающие бабушки, «Никола Зимний и пожалеет и приголубит». Но  в ноябре, как опять же «сказывали»  они своим внукам, Мороз на подступах к нам ходит, в лесу ватагу  собирает, чтобы проверить, готовы ли «домы» к зиме, справные ли хозяева, утыканы ли окна, подогнаны ли двери, чтобы в них не дуло не сквозило.
 
По поверью, которое существовало в наших краях, 18 ноября, в Галактионов день, собирались в лесу, в районе  Шарканских дач,  Зимник – суровый старик с железной кочергой в руках, которую он использует вместо посоха, пара Мерзляков – полупрозрачных существ, похожих на молодых ребят в щегольской одежде, и девица  без имени. Если эта компания заходила в село или деревню и просилась на ночлег, самое главное, их пустить поближе к печке, чтоб погрелись. 
 
Вот как «баяли» об этом посещении длинными осенними вечерами своим внукам наши бабушки: «Они, т.е. гости,  будут отнекиваться, что мол, нам только переночевать где-нибудь в уголке, в сенках, а боле ничего и не надо… Дело хозяйки - обязательно пригласить их к печи, где они свою злодейскую, вредную силу теряют. Но это произойдет в том случае, если дом справный, хозяин отменный, если в доме печь отлажена, сквозняков нет. К утру они поблагодарят хозяев и вручат им подарок – котомку с гостинцем, будет там то, что больше всего в хозяйстве требуется. Но если хозяин так себе, дом – не прибери, не разбери что, к утру гостей незваных не будет, исчезнут сами по себе, а стужа зимняя весь год будет держаться, дом не протопить не обогреть… Только тут уж сами хозяева виноваты...»
 
После такого грозного наказа старших в семье даже маленькие дети внимательно следили за тем, чтобы дом был подготовлен к наступающей зиме, которая еще в недалеком прошлом уже вовсю царила в наших краях. К 18 ноября, на всякий случай, хозяйки обязательно рыбкой запасались, чтоб пирог испечь, да незваных, а может и званых гостей попотчевать. Пруд к этому времени уже замерзал, и бабушки говорили, что эта ватага приходила в Воткинск со стороны Шарканского мыса. 
 
Вот такая интересная быличка в свое время была записана научным сотрудником музея Ткачук Тамарой Алексеевной у жительницы Воткинска Лещевой Ираиды Семеновны.
 
Осталось немного времени до 18 ноября, проверьте свои дома, утеплите их, а то вдруг прибудет к нам лихая ватага с хозяйской проверкой!

 

 

Комментарии

Комментариев пока нет...

Отправить комментарий


Новости Ижевска
Новости Можги
Новости Сарапула
Новости Глазова
Новости поселка Ува
Новости поселка Малая Пурга
Новости поселка Ува
Новости поселка Игра
Новости города Чайковский