Светлый праздник Пасхи

Праздник Пасхи, который в этом году мы будем отмечать 20 апреля, в нашем сознании неразрывно связан с колокольным звоном, куличами, вкусностями, каким-то особенным весенним   настроением  и, конечно, чистотой. Потому что испокон веку принято было к празднику Светлого Христова воскресения  проводить генеральную уборку в доме, во дворе, а уж генеральную уборку в душе проводили во время строго семинедельного поста.

Особенным значением перед праздником была полна последняя неделя перед торжеством, потому, что как верили наши предки, она обладала особой «силой». Именно с этим временем было связано большое количество любопытных и забытых обычаев.

Начинали неделю с вербного воскресения. Вербные почки с освященной вербы глотали, как самые ценные пилюли, чтобы предупредить болезнь или избавиться от нее. Освященную в этот день вербу берегли до первого выгона скота на пастбище – 23 апреля по старому стилю или 6 мая по новому, это был день святого Георгия.

Этой вербой и выгоняли скот, но потом ее не выбрасывали, а прикрепляли под крышу дома или сарая, чтобы скотина была здорова и всегда приходила домой.

Поскольку верба в данном случае обладает собой силой, то и собирали, ломали вербу, как правило, либо безгрешные малые дети, либо люди пожилые, которых уважали и почитали.

Считалось, что дурному человеку верба в руки «не дастся», или пушистые серые почки - комочки, «цыплятки», как иногда их называли в наших краях, осыплются сразу же, в его  руках останутся голые ветви – розги, которыми неплохо было бы высечь этого непутевого сборщика.

Всю неделю женщины прилежно и тщательно прибирались в доме, особенное внимание обращая на все дальние уголки, закутки и особенно углы, чтоб не осталось там не только грязи, но и «нечистой силы», которая, как известно, любит не только темноту, но и неухоженность. Мужчина убирал свое хозяйство во дворе, проверял состояние всех инструментов.

В чистый четверг на Страстной седмице пережигали соль, потом ее помещали в чистую льняную ткань, и она считалась одним из лучших средств от всех болезней. В этот же день все семейство мылось в бане, причем девицы «наводили красоту»: в этот день умывались «лопуховой водой», как вспоминали старожилы, именно лопух  считался вернейшим средством от различных высыпаний на коже. В бане споласкивали волосы с настоем ромашки, хвоща или крапивы, которые предохраняли волосы от появления в них муки, а точнее перхоти.

В пятницу начинали не спеша готовить наряды, чтобы можно было пойти в церковь на торжественную пасхальную службу. Потому что по поверьям, в этот день, даже у самого бедного человека должна быть хоть «одна ниточка, но новенькая». Такая «новиночка» сулила не только благополучие, но здоровье и радость всему семейству.

Считалось, что во время праздничной заутрени, когда звонят колокола, девушка могла  мысленно попросить себе самого хорошего жениха, поэтому многие девицы, слушая праздничный перезвон, приговаривали: «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади».

Кстати, 100 лет назад настоящие резиновые калоши были признаком достатка, так что девицы знали, о чем просить. Вторили этой жаркой девичьей просьбе наши земляки – рыбаки – чебаки. Поэтому при возгласе священника: «Христос Воскресе!», Они, конечно,  отвечали «Воистину Воскресе!» и совсем неканонически прибавляли:  «А у меня рыба ести!», считая, что этим они обеспечивают удачную рыбалку.

Подготовила научный сотрудник Музея истории и культуры А. Скачкова

 

Комментарии

Комментариев пока нет...

Отправить комментарий


Новости Ижевска
Новости Можги
Новости Сарапула
Новости Глазова
Новости поселка Ува
Новости поселка Малая Пурга
Новости поселка Ува
Новости поселка Игра
Новости города Чайковский